Один из подозреваемых в убийстве оппозиционера Бориса Немцова Заур Дадаев заявил правозащитникам, что не признает себя виновным. На его теле обнаружены следы побоев.
Члены Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) смогли пообщаться в СИЗО "Лефортово" с арестованными по делу об убийстве Немцова.
Ранее представители следствия заявляли, что Заур Дадаев уже признался в совершении преступления, однако правозащитникам он сообщил, что он не убивал оппозиционера.
Также выяснилось, что Дадаев состоял в рядах батальона "Север" вплоть до 28 февраля.
Кроме того, во вторник появились сведения, что киллеры, возможно, выслеживали Немцова еще с осени прошлого года.
"Ты убил Немцова?"
По словам Дадаева, его вынудили дать показания с признанием вины в обмен на освобождение его товарища Руслана Юсупова.
"Я думал, в Москву привезут, и я тут скажу на суде всю правду. Что я не виновен. Но судья даже слова мне не дал", - цитирует подозреваемогогазета "Московский комсомолец".
Заур Дадаев также пожаловался членам ОНК на жестокое обращение и показал на теле следы от наручников, кандалов на ногах и цепей.
"Все время кричали: "Ты убил Немцова?". Я отвечал, что нет", - рассказывает Дадаев подробности своего задержания.
Правозащитники направили заявление директору ФСИН, главе Следственного комитета и генпрокурору России с требованием провести в СИЗО тщательную проверку.
Они также попросил организовать медицинский осмотр и судебную медицинскую экспертизу, а также обеспечить личную неприкосновенность и безопасность Губашевых и Дадаева.
"После общения с ними [обвиняемыми] и визуального осмотра членами ОНК установлены множественные синяки и гематомы. Так, члены ОНК визуально установили множественные ушибы и гематомы на руках и ногах Губашевых и Дадаева, на ногах Заура Дадаева также были зафиксированы гематомы и следы от наручников/оков и на руках, и на ногах", – говорится в документе.
Из героев в преступники
В результате визита в СИЗО "Лефортово" членов ОНК выяснились и другие расхождения между заявлениями следствия и словами самого Дадаева.
Дадаев занимал должность заместителя командира специального батальона внутренних войск "Север" и утверждает, что уволился из органов лишь 28 февраля, то есть на следующий день после убийства Бориса Немцова.
Дадаев был заместителем командира батальона "Север" вплоть до 28 февраля
"28 февраля вышел приказ о моем увольнении, и за неделю я из героя превратился в опасного преступника", - сказал Дадаев членам Общественной наблюдательной комиссии, посетившим его в СИЗО.
Эту информацию подтвердили и в командовании Внутренних войск России.
"Его рапорт был удовлетворен. С 27 января он находился в отпуске за 2015 год, в течение 30 суток — по 28 февраля. По мере прибытия с отпуска он был уволен установленным порядком и исключен из списка воинской части", - сказал телеканалу "Россия" первый замкомандующего войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск Игорь Груднов.
До сих пор утверждалось, что Дадаев якобы уже давно уволился из органов.
После ареста Дадаева было объявлено, что он отказался от услуг своего адвоката в пользу государственного защитника. Однако посетившим его правозащитникам Дадаев заявил, что ничего об этом не знает и что ему нужен адвокат.
Не было других заказчиков?
Вместе с Дадаевым арестованы еще четыре человека и еще один подозреваемый был убит в Грозном при попытке задержания.
Заур Дадаев полагает, что если бы он не дал признательные показания в момент задержания, его могли бы также могли убить на месте.
Гибель известного политика для многих стала большим потрясением
Во вторник информационное агентство "Росбалт" распространило заявление неназванного представителя следствия, согласно которому заказчика убийства Немцова вообще не было.
"Изучая доказательства, которые сейчас имеются в деле, показания свидетелей и основного обвиняемого, можно сделать однозначный вывод: убийство Немцова являлось личной инициативой Дадаева и Шаванова. У них не было никаких других заказчиков", - цитирует "Росбалт" анонимного источника.
В то же время, как пишет "Московский комсомолец", следствию удалось выяснить, что подозреваемые якобы вели слежку за Немцовым еще с осени прошлого года. Если это так, то это наносит серьезный удар по версии о том, что политику мстили за его слова об исламистах и Charlie Hebdo, так как нападение на французский журнал произошло в январе этого года.
bbc.co.uk
Правозащитников вызовут на допрос из-за «вмешательства» в дело Немцова
О том, что журналист «Московского комсомольца» Меркачева и член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Бабушкин в ближайшее время будут вызваны на допросы, сообщается на сайте СКР.
В сообщении отмечается, что посещение Дадаева правозащитниками было организовано «исключительно для выяснения условий его (Дадаева) содержания». Меркачева и Бабушкин, указывает СКР, «стали интересоваться материалами уголовного дела, таким образом нарушив не только установленные правила, но и закон». В ходе допросов Меркачевой и Бабушкина следователи планируют установить «мотивы, которыми они руководствовались, подробно интересуясь обстоятельствами уголовного дела и публикуя их в СМИ».
Бабушкин заявил РБК, что все было в рамках действующего закона. «Мы не вмешивались, посетили людей, увидели и рассказали, какие в отношении них были проведены противоправные действия», – сказал он.
«Все обвинения абсурдны и надуманы и направлены на парализацию работы правозащитников, чтоб не допускать их к задержанным. В таком случае ни о каком честном расследовании говорить будет нельзя», – заявила Меркачева РБК. Пока Меркачеву не вызывали на допрос, но если это произойдет, она пойдет туда с адвокатом «Московского комсомольца».
Руководитель правозащитной организации «Комитет против пыток», член СПЧ Игорь Каляпин называет обвинение СКР в адрес правозащитников абсурдным. «Я получил справку Бабушкина еще ночью и не вижу в ней никаких попыток воспрепятствовать расследованию. Как грамотный правозащитник он не утверждает, что были пытки, он пишет, что арестованные сообщили ему, что их избивали, и это сообщение нуждается в проверке. Как члены ОНК Бабушкин и Меркачева выполнили свою задачу – сообщили о преступлении, и это по закону не является никакой тайной, имеющей отношение к расследованию», – объясняет Каляпин. По его словам и опыту, в резонансных делах следователи не решаются мешать правозащитникам работать. «Я не сталкивался с применением этой статьи, у нас вообще нет практики привлечения по ней. Но когда у следствия плохо с доказательствами или оперативные сотрудники незаконно их добывали, такая истерика может случиться. Видимо, следователь по делу считает, что ему дан карт-бланш», – рассуждает правозащитник.
Журналист «Московского комсомольца» Меркачева, которая является координатором социальной сети Gulagu.net, зампредом Общественной наблюдательной комиссии (ОНК), посетила Заура Дадаева в СИЗО «Лефортово» 10 марта. Дадаеву предъявлены обвинения по делу об убийстве Бориса Немцова, сразу после задержания 7 марта он дал признательные показания. Корреспонденту «Московского комсомольца» он заявил, что признался, чтобы спасти своего друга и бывшего подчиненного Руслана Юсупова, который в момент задержания находился рядом с ним. «Думал, его спасу, и меня до Москвы довезут живого. А то бы случилось со мной то же, что с Шавановым. Он ведь якобы подорвался на гранате…» – сказал Дадаев Меркачевой.
Вместе с Меркачевой Дадаева, а также Шагида и Анзора Губашевых, посетил член президентского Совета по правам человека Андрей Бабушкин. После этого он отправил письмо на имя главы СПЧ Михаила Федотова, в котором потребовал провести проверку сообщений о применении пыток к задержанным по делу об убийстве Немцова. Бабушкин отметил, что у нескольких фигурантов дела есть телесные повреждения – следы на запястьях и ссадины на ногах у Дадаева и на носу на Губашева. По словам Бабушкина, все трое рассказывали, что их сильно избивали.
В деле двое обвиняемых (Заур Дадаев и Анзор Губашев, арестованы до 28 апреля) и трое подозреваемых (Шагит Губашев, Тамерлан Эскерханов и Хамзат Бахаев, под арестом до 7–8 мая).
Борис Немцов был убит поздно вечером на 27 февраля на Москворецком мосту, когда возвращался домой вместе со своей спутницей Анной Дурицкой. Убийца выстрелил в политика шесть раз, четыре пули попали в Немцова, в результате он умер на месте. Киллер скрылся с места преступления, предположительно, на автомобиле ZAZ Chance серого цвета.
Алиби Тамерлана Эскерханова, одного из подозреваемых в убийстве Бориса Немцова, подтвердила видеозапись с камер наблюдения, установленных в одном из ночных клубов в центре Москвы.
Опубликованное LifeNews видео было сделано за 5 минут до преступления. Кадры показывают, что Эскерханов был в ночном клубе “Дюран”, расположенном в 15 минутах езды от Большого Москворецкого моста.
Напомним, что Эскерханов на суде отверг выдвинутые в отношении него обвинения, заявив, что в ночь убийства Немцова находился на работе и коллеги могут подтвердить его слова.
По данным издания, Эскерханов работает частным охранником вип-персоны по имени Роман. В ту роковую ночь он сопровождал своего клиента в ночном клубе.
В клуб Эскерханов вошел в 22:35, несколько раз он выходил на улицу, однако в 23:26 (за 5 минут до убийства) снова появился в зале.
“До убийства Бориса Немцова в тот момент оставалось всего лишь 5 минут, и за это время добраться до Большого Москворецкого моста невозможно”, -констатирует сайт.
8 марта 2015 года Басманный суд арестовал первых подозреваемых по делу об убийстве Бориса Немцова. Среди задержанных оказались Заур Дадаев, Шадид и Анзор Губашевы, Рамзат Бахаев и Тамерлан Эскерханов – всем им предъявлены обвинения по статьям «Убийство» и «Незаконный оборот оружия».