Мировые новости

Монография о свадьбах крымских татар

17.10.2015
Монография о свадьбах крымских татар

В Белой Церкви (Украина) вышла в свет монография молодого исследователя, кандидата наук Елены Соболевой, рассказывающая о древних и современных традициях свадебных обрядов крымскотатарского народа.

В ходе работы над научным исследованием, результатом которого стала сначала защищенная диссертация, а позже – монография, автор опросила около 300 людей разного возраста. В ходе общения с известными историками, музыкантами, фольклористами, искусствоведами, посещений различных свадебных и послесвадебных обрядов, автор Елена Соболева приобрела колоссальный опыт и знания о народных традициях, которыми она поделилась в своей монографии.

О работе над изданием Елена Соболева рассказала в эксклюзивном интервью информагентству «QHA» (Крымские новости).

– Елена, расскажите поподробнее о самой монографии? 

– Моя работа называется «Весілля кримських татар: традіційні форми та трасформації» («Свадьбы крымских татар: традиционные формы и трансформации»). В ходе написания книги было опрошено около 300 людей разного возраста. Но в основном - это, конечно, старики.

– Каким тиражом вышла монография? На каких языках? 

– Книга вышла на украинском языке. Тираж не очень большой, публиковалась книга не для защиты, а вышла уже, так сказать, по результатам защиты, после нее.

– Где можно приобрести книгу? 

– В каких книжных магазинах можно будет купить, пока уточняется.

– Почему выбрана именно эта тема? Чем она Вас привлекла? 


– Тему по крымскотатарской этнографии я выбрала еще студенткой. Мне нравилось богатство и аутентика традиционной культуры крымских татар.

– Как Вы собирали материал? На каких свадебных обрядах присутствовали?  

– Собирала я материал классическим этнографическим методом – проводя опросы среди старожилов. Неоднократно посещала и разные свадебные обряды: свадьба, нишан, свадебные молитвы дуа, послесвадебные встречи чагырту. Экспедиции проходили в разных районах Крыма: Бахчисарайском, Сакском, Ленинском, Симферопольском, Судакском, Кировском. Это позволило охватить представителей разных субэтнических групп крымских татар: татов, ногаев, ялы бойлю.

– Кто Вас консультировал? 

– В Крыму я обращалась за консультациями к крымскотатарским исследователям, культурным деятелям: художнику-искусствоведу Мамуту Чурлу, историку Серверу Эбубекирову, этнографу Надежде Эбубекировой, музыкологу Рустему Комурджи, музыканту-фольклористу Февзи Алиеву, писателю Ризе Фазылу. Также встречалась и с ныне покойным историком Рефатом Куртиевым. В Киеве мне много помогали мои учителя и коллеги: Марина Гримич, Александр Гончаров, Елена Боряк, Василий Балушок и многие другие.

– В названии монографии отражена временная трансформация – от свадьбы в древности до современной свадьбы. Что изменилось? 

– По сути, все, что я записывала в интервью, относилось к трансформации, происходившей в ХХ веке. Во время же депортации были утрачены целые обрядовые этапы: обряд окрашивания невесты хной, обряд бритья жениха, традиции декорирования помещений, украшения обрядового петуха, ритуальных свечей.

– Что привнесенного имеется и что исконного осталось в свадебной традиции? 

– Из монолитного целостного обряда, который фиксировали в начале ХХ века, остались лишь небольшие вкрапления, некоторые элементы, которые играют роль декоративных, развлекательных. Что я считаю, осталось неизменным, так это важная общественная функция свадьбы.

– Какова роль свадьбы в сохранении национальной идентичности крымских татар? Возможно, в условиях повсеместной ассимиляции это один из наиболее доступных инструментов для представителей народа? 

– По сути, во время проведения коллективной молитвы – дуа – старейшины рода дают свое благословение на заключение брака. А во время празднования закрепляется, легализируется это событие. Тут еще такой момент: свадьба как ритуал всегда в значительной мере подлежит изменениям и разного рода новшествам. На нее очень влияет мода. Но в современной свадьбе, конечно, присутствует этнический колорит, эстетика: это музыка, танцы, традиционная еда. С этой точки зрения, она, безусловно, является частью этнической идентичности, способа национального самовыражения.

– Что именно Вам, как человеку, изучившему свадьбы, больше всего нравится в крымскотатарской свадьбе?  

– Больше всего во время работы над книгой мне понравились встречи и беседы со стариками, крымскотатарскими дедушками и бабушками. Они обладатели уникальных знаний про Крым, про народ, про прошлое. Их свидетельства очень ценны, слушая их рассказы, можно было погрузиться в совершенно другой мир, теперь недоступный. Ну и, конечно же, мне всегда очень нравилось крымскотатарское гостеприимство!

– Планируете ли продолжить выбранную тему? 

– Я, конечно, планирую заниматься и дальше изучением крымскотатарской культуры и этнографии. У меня есть публикации статей про так называемый «народный» ислам, местное паломничество. В Крыму я исследовала разные аспекты традиционной культуры крымских татар.

Справка

Выпускница кафедры этнологии и краеведения исторического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко (2006 г.) После получения диплома поступила в аспирантуру кафедры. В 2009 году защитила диссертацию на тему «Свадебная обрядность крымских татар во второй половине ХХ - начале XXI века». С 2009 года и по сей день работает в «Украинском этнологическом центре» Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М.Т.Рыльского. Член Национального союза краеведов Украины. Автор более 20 научных статей. Член ряда научных этнографических экспедиций, которые происходили в разных регионах Украины, в том числе и в Крыму. Круг научных интересов – традиционная культура крымских татар, современные этнокультурные процессы в АР Крым.

QHA 

ВСЕ НОВОСТИ

Администрация, владелец данного сайта (домена), форума и редакция сайта за содержание статей, скопированных с других сайтов, газет, журналов, ЖЖ, интернет форумов, а также и высказывания пользователей на главной странице сайта, Форуме и Гостевой книге, ответственности не несут. Мы (администратор, владелец, редакция сайта) не согласны с мнением авторов публикаций, перепечаток, гиперссылок и на все события имеем свою точку зрения. Наше мнение, может не совпадать с мнением авторов