Новости из Исламских стран

Тюльпан у турков

12.05.2023
Тюльпан у турков

Тюльпан начинает занимать видное место в турецком декоративном искусстве со второй половины XVI века, пишет Фатма Чичек Дерман для İslam Ansiklopedisi.

Кара Меми, глава художников дворцовых мастерских времени правления Сулеймана Великолепного, привнес в турецкое искусство новый стиль и понимание с помощью мотивов стилизованных роз, гвоздик, тюльпанов и весенних ветвей. Этот стиль за короткое время широко распространился и стал использоваться при украшении книг, металлических изделий, в резьбе по дереву, в изразцовом и ткацком искусстве. Мотив тюльпана изящной формы и яркого цвета стал одним из ведущих в новом направлении. В значительной степени стилизованный, он, не теряя своего характера, сохранился в искусстве вплоть до XIX в.

Среди книг и муракка (альбомов, в которых собраны образцы каллиграфии и миниатюр), иллюминированных цветочными и богатыми тюльпановыми мотивами, лучшими образцами являются «Диван-и Мухибби», оформленный Кара Меми, и муракка Шаха Махмуда, в которой изображения этого цветка переплетается с классическими узорами. Мотив тюльпана со всеми характерными особенностями этого растения, включая луковицу, украшает один из Коранов, который можно увидеть в Музее турецкого и исламского искусства в Стамбуле.

Со второй половины XVI века тюльпан красного цвета и изящной формы стал появляться и на изразцах. Например, эти его изображения перемежаются с надписями на плитках гробницы Шехзаде Мехмеда, построенной в 1543 году, и мечети Хадама Ибрахима-паши, возведенной в более позднее время. Богатейшие образцы тюльпанового мотива с точки зрения цветового и узорного разнообразия можно наблюдать в изразцовом убранстве мечетей Рустема-паши, Соколлу Мехмеда-паши, султана Ахмеда и гробницы Хюррем-султан. В изразцовом искусстве XVII века он постепенно упрощался, отдаляясь от образцов, которые можно наблюдать в более ранний период, а в XVIII веке потерял свое значение.

Мотив тюльпана на изразцах в одних случаях заполнял промежутки между текстом в надписями, а в других, в сочетании с узорами в стиле хатаи и стилизованными изображениями листьев, был призван служить дополнительным украшением. Иногда он создает орнаментальное единство композиции сам по себе или в сочетании с другими цветами.

В изразцовом искусстве можно увидеть тюльпаны всех цветов, в том числе и не встречающихся в природе, за исключением черного. Этот мотив всегда изображался подходящим по пропорциям к другим элементам орнамента, составляющего композицию. При этом на изразцах, помещенных на уровне глаз, он делался более мелким, а на плитках, расположенных на высоте, – более крупным.

Мотив тюльпана можно увидеть на бархате из Бурсы, выполненном в технике чатма, и других тканях. Также он использовался в туграх – персональных знаках султанов, содержащих их имя и титул. Можно даже сказать, что в турецком искусстве классического периода нет узора, в котором не было бы тюльпана. Искусные изображения этого цветка можно увидеть и на оружии и броне, например, на шлемах времен правления Сулеймана Великолепного, а также экспонатах, выставленных в музее Топкапы.

ВСЕ НОВОСТИ

Администрация, владелец данного сайта (домена), форума и редакция сайта за содержание статей, скопированных с других сайтов, газет, журналов, ЖЖ, интернет форумов, а также и высказывания пользователей на главной странице сайта, Форуме и Гостевой книге, ответственности не несут. Мы (администратор, владелец, редакция сайта) не согласны с мнением авторов публикаций, перепечаток, гиперссылок и на все события имеем свою точку зрения. Наше мнение, может не совпадать с мнением авторов