Новости из Исламских стран

Врачи Османской империи

05.01.2024
Врачи Османской империи

В Османской империи была своя концепция медицинского образования. Помимо табиба, которого можно назвать специалистом по внутренним болезням, имелись другие специалисты, такие как хирург, офтальмолог, ортопед, травник и т.д. Соответственно, методы обучения у них были разными.

Врачи обычно получали образование в медресе и дар аш-шифа (больнице), проходя как теоретическую, так и практическую подготовку.

Юношу, который поступил в услужение к мастеру, чтобы научиться какому-то ремеслу, называли «чирак» или «шакирд». Студентов называли «талиб» , а студентов-медиков – «шакирд-и табиб». До середины XIX в. врачей готовили в больницах, которые также служили медицинскими школами. «Шакирд-и табиб» посещал больницу, изучая клинические случаи, и получал теоретические знания в области медицины в медресе. А в библиотеках при этих учебных заведениях он мог познакомиться с медицинскими рукописями.

В больнице «Йылдырым Дар аш-Шифа», входившей в куллие (комплекс) Баязита Йылдырыма (1395) в Бурсе, врачи проходили обучение в «дар ат-тыб» (медицинской школе). Здесь имелись учебные классы, а преподавали сами врачи. Такая же практика существовала в больнице куллие Султана Фатиха (1470) и Сулеймание (1557) в Стамбуле. В источниках упоминается, что в Эдирне при больнице Баязида II (1484) существовала медицинская школа под названием «медресе-и-атибба».

Для поступления в медицинскую школу требовалось окончание классического медресе, где студенты изучали исламскую юриспруденцию, богословие, философию и литературу, а также арабский и персидский языки. Пройдя какую-то одну книгу, они получали иджазу (сертификат) на преподавание по ней, а потом продолжали обучение в классе другого преподавателя (мударрис). Получив последнею иджазу, студент получал квалификацию «мударриса» или «кади» (судья). В результате врачи могли выбирать работу в различных областях – в качестве «мударриса», «кадия», «имама» или «казаскера» (военного судьи). Также османские медики получали образование за рубежом, в медресе Сирии, Египта и Ирана.

Еще одним путем получения образования служила дворцовая организация ремесленников под названием «хасса ахл-и хиреф», которая готовила хирургов и офтальмологов. Туда отбирали талантливых молодых людей.

Помимо медресе, больницы и дворца, существовала еще одна форма получения образования. Можно было пройти обучение у медика по методу мастер-подмастерье. В таком случае тоже выдавалась иджаза для врачебной практики. Многие опытные врачи обучали студентов на частных курсах. Практика частного образования вне больниц особенно расширилась в конце XVII–XVIII веках по мере ухудшения качества образования в медресе.

Также были семьи потомственных медиков, где младшие учились у старших.

Еще одним важным моментом, который следует отметить, была проверка квалификация врачей. Ввиду появления время от времени шарлатанов, издавались указы, требовавшие, чтобы практикующие врачи, хирурги, офтальмологи и травники проходили проверку. Успешно прошедшие ее получали иджазы, а остальным запрещалось практиковать.

ВСЕ НОВОСТИ

Администрация, владелец данного сайта (домена), форума и редакция сайта за содержание статей, скопированных с других сайтов, газет, журналов, ЖЖ, интернет форумов, а также и высказывания пользователей на главной странице сайта, Форуме и Гостевой книге, ответственности не несут. Мы (администратор, владелец, редакция сайта) не согласны с мнением авторов публикаций, перепечаток, гиперссылок и на все события имеем свою точку зрения. Наше мнение, может не совпадать с мнением авторов